Привет, гость!
Логин:

Пароль:

www.megastock.ru

Георгий Победоносец

Святой Георгий — христианский святой, великомученик. Один из наиболее известных святых в христианском мире, а в некоторых странах (например, в Грузии и Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые страдания за Христа во время правления императора Диоклетиана, Георгий причислен к лику великомучеников и, как победитель в духовной брани, именуется Победоносцем. Позднее этот эпитет был переосмыслен в связи с победой Георгия над змеем.

Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября.

С особым почитанием Георгия связано наличие большого числа вариантов жития («Мученичество») святого. В течение долгого времени сосуществовали 2 группы жизнеописаний Георгия - каноническая и апокрифическая. Согласно апокрифическим житиям, Георгий претерпел мучения при легендарном персидском царе Дадиане (Дакиане, Датиане или даже при 72 царях) в Лидде (Диосполь в Палестине). Эти тексты содержат характерные апокрифические мотивы: троекратную смерть и воскрешение, забивание гвоздей в голову и др. Наряду с апокрифическими житиями великомученика (например, с «Историей рождения и детства») существует ряд апокрифических описаний чудес святого («Чудо с поясом», «Встреча с бесом») и «Откровение св. Георгия».

В соответствии со средневизантийской агиографической традицией Георгий родился в Каппадокии. В ряде источников названы имена его родителей: Геронтий и Полихрония. Согласно «Истории рождения и детства», отцом святого был персидский воин Геронтий. Он был язычником, а Полихрония - христианкой. Мать воспитала Георгрия в христианском благочестии. Когда Геронтий заболел горячкой, то по совету сына призвал имя Христа и исцелился.

В юном возрасте Георгий поступил на воинскую службу и отличился в войне с персами в 296-297 гг. Он служил трибуном в когорте Инвиктиоров (непобедимых), а затем был назначен комитом.

Когда начались гонения на христиан, Георгий раздал свое имение нищим и явился на императорский совет в Никомидию. Представ перед Диоклетианом, придворными и военачальниками, он исповедал Христа и обличил языческое заблуждение императора. Разгневанный Диоклетиан приказал подвесить Георгия и бить палкой. Затем его бросили в тюрьму, забив ноги в колодки и положив на грудь большой камень. На следующий день император велел подвергнуть его колесованию. Георгий переносил мучения с великим терпением и благодарил Господа. Когда после пытки его оставили растянутым на колесе, явился ангел Господень и исцелил святого. Палачи в страхе разбежались, а Георгий отправился в храм Аполлона, где в это время Диоклетиан совершал жертвоприношения, и назвал идолов ложными богами. Увидев Георгия невредимым, во Христа уверовали царица Александра и военачальники Анатолий и Протолеон. Диоклетиан приказал бросить Георгия в яму с негашеной известью. Через 3 дня воины пришли и обнаружили, что Георгий остался невредим. Собравшиеся вокруг люди, увидев это чудо, воскликнули: «Велик Бог христианский!» Святого повели в тюрьму, надев ему на ноги раскаленную железную обувь с торчащими внутрь гвоздями. В темнице Георгий по молитве получил от Господа утешение и исцеление. Наутро он предстал перед трибуналом и Диоклетиан снова убеждал его принести жертву языческим богам. После отказа его били воловьими жилами. Друг императора Магненций предложил Георгию в доказательство истинности христианской веры воскресить кого-либо из умерших. Георгий обратился с молитвой ко Христу, и началось сильное землетрясение. Одна из гробниц на находившемся неподалеку кладбище отверзлась, и из нее вышел человек, умерший несколько веков назад. Посрамленный Диоклетиан велел отвести Георгия в темницу. Туда в надежде на исцеление стекалось множество больных, среди них был бедный крестьянин Гликерий, у которого единственный бык пал на пашне. Гликерий обратился к святому с просьбой оживить быка, и Георгий ответил ему, что если он уверует во Христа, то, вернувшись домой, найдет быка живым. Императору донесли, что благодаря Георгию многие жители приняли христианскую веру, он по совету приближенных призвал святого и обещал ему великие почести, если тот принесет жертву языческим богам. Георгий согласился пойти в храм и, когда там собралось множество народа, обратился к статуе Аполлона с вопросом, является ли он богом. Обитавший в идоле нечистый дух ответил, что он не бог, а истинный Бог - Иисус Христос. Георгий сотворил крестное знамение, и все идолы упали и разбились. Увидев это, царица Александра открыто исповедала веру во Христа. Император вынес смертный приговор Георгию и Александре. По пути к месту казни Александра присела отдохнуть на камень и мирно предала душу Господу, а Георгию отсекли мечом голову. Это произошло 23 апреля, в Великую пятницу.

Сказания о чудесах Георгия многообразны и широко распространены. Подавляющее большинство из них представляет собой посмертные чудеса.

Вмч. Георгий Змееборец. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в.

«Чудо о змии» - одно из самых известных. Древнейшее изображение Георгия, поражающего копьем змея, встречается в росписях церкв и св. Варвары в Соганлы (Каппадокия) и относится к 1006 или 1021 г., а самый древний список «Чуда о змии» датируется XII-XIII вв. Согласно основным греческим, латинским и славянским версиям текста в озере, неподалеку от некоего города в Сирии, поселился огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и овец и отравлял воздух ядовитым дыханием. Все попытки уничтожить его заканчивались гибелью людей. Правитель города, жители которого были язычниками, обратился к богам, и они якобы посоветовали ему каждый день отдавать в жертву змею юношу или девушку. Причем правитель обещал, что если жребий падет на его единственную дочь, то и она разделит участь проч. жертв. Когда до нее дошла очередь, девушку отвели к озеру и оставили на берегу. С ужасом она ждала гибели, но появился всадник на белом коне. Узнав о чудовище, воин, не внимая предостережениям девушки, бросился на вылезшего из озера змея. Он прижал копьем гортань чудовища к земле, а конь стал топтать его копытами. Затем воин приказал девушке накинуть на усмиренного змея пояс и отвести в город. Увидев чудовище, которое она вела, подобно смирному псу, горожане замерли от изумления. Георгий объяснил им, что он одолел змея силой Христа. Когда по просьбе горожан святой убил змея, они приняли Крещение. На том месте, где змей был умерщвлен, построили церковь во имя вмч. Георгия, около которой забил целебный источник. Это чудо произошло в Сирии.

«Чудо о змии» впоследствии получило аллегорическую трактовку, став символом торжества христианства над язычеством или победы христианина над страстями.

Вмч. Георгий («Чудо о змие», «Чудо с отроком»). Крит. Сер. XVI в.

«Чудо о колонне вдовы» относится к числу первых чудес великомученика. В палестинском городе, где покоились мощи Георгий, византийский император задумал перестроить храм, освященный во имя святого, сделав его более величественным. Но в городе не было подходящего материала для изготовления колонн, и за ним отправилась экспедиция по морю в другой город, где находились каменоломни. Некая благочестивая вдова, почитавшая Георгия, на все деньги, которые у нее были, купила колонну и хотела погрузить ее на императорский корабль, т. к. не имела средств отправить ее. Но чиновник, ведавший отправкой груза, отказался принять колонну под предлогом того, что не следует смешивать дар императора с приношением бедной женщины. Расстроенная таким ответом вдова осталась на берегу. Вдруг перед ней появился Георгий и спросил, где в храме она хотела бы поставить колонну, и пальцем написал на колонне, чтобы та была установлена 2-й справа. Когда корабль подплывал к городу, чиновник увидел на берегу колонну вдовы и, пораженный этим чудом, раскаялся в своем высокомерии. Колонна была установлена в храме согласно надписи, которая оставалась на ней на протяжении многих столетий. С начала IX в. в некоторых византийских рукописях город, где строился этот храм, называется Рамла. Он возник ок. 715 г., после захвата Палестины арабами, в 4 км от Лидды. Храм во имя вмч. Георгия был построен в Рамле в 784 г., до настоящего времени в этой церкви показывают «колонну вдовы».

«Чудо о сарацине», пустившем стрелу в икону св. Георгия» (или «Чудо об обращении сарацина»), в славянской традиции называемое «Чудом об иконе Георгия Победоносца», произошло в Рамле после захвата Палестины арабами. Один араб зашел в христианский храм, где увидел священника, молящегося перед образом Георгия. Желая показать пренебрежение к христианским иконам, араб выстрелил в образ из лука, но стрела была пущена так, что, не причинив вреда иконе, вонзилась в руку стрелявшего. Араб, страдавший от невыносимой боли, призвал священника, который рассказал ему о Георгии и посоветовал для исцеления повесить над постелью икону святого, а утром помазать рану елеем из горевшей перед ней лампады. После исцеления священник принес арабу Житие Георгийя на его родном языке, и оно произвело на него такое впечатление, что араб крестился и вскоре принял мученическую смерть, проповедуя христианство среди соплеменников.

«Чудо о воине и коне» известно в изложении паломника, галльского еп. Аркульфа (ок. 670 или 685). Когда в Лидде собралось большое войско, чтобы отправиться в поход, некий воин дал обет в храме Георгия, что если он вернется из похода живым, то отдаст в дар великомученику любимого коня. Вернувшись из похода целым и невредимым, хотя войско понесло большие потери, воин вместо обещанного оставил перед иконой Георгия 20 солидов (столько стоил его конь) и хотел увести коня, но тот не сдвинулся с места. Он добавил к приношению еще 10 солидов, но конь опять оставался неподвижен. Воин продолжал увеличивать сумму, пока она не достигла 60 солидов, и наконец понял, что надо исполнить обет: вместе с деньгами он оставил коня, который легко пошел за ним к иконе святого. Этот сюжет о необходимости строгого выполнения данного обета весьма характерен для чудес Георгия.

«Чудо о спасении от разбойников». В Дидии (Пафлагония) находился храм во имя вмч. Георгия. Среди его благочестивых прихожан были Лев и его сын Мануил. Последний каждый год ходил в г. Хоны, относя богатые пожертвования на храм архистратига Михаила. Однажды в пути его застала ночь, и он, увидев в пещере огонь, попросился на ночлег, не зная, что здесь живут разбойники, которые в тот момент отсутствовали. Женщина, бывшая в пещере, узнав о том, что у юноши с собой большая сумма денег, решила задержать его до прихода мужа и сына и, прикинувшись радушной хозяйкой, уложила его спать. Проснувшись, Мануил услышал разговор разбойников и стал молиться Георгию. Сделав вид, что они тоже хотят совершить паломничество в Хоны, разбойники завели юношу в безлюдное место. Осознав, что настал смертный час, Мануил закричал, призывая на помощь Георгия. Перед ними появился всадник, который одного за другим бросил разбойников в реку. Затем посадил Мануила на коня, и в одно мгновение они очутились в Хонах, хотя до города было 8 дней пути. Всадник объяснил, что он - Георгий , и стал невидимым. Святой появился в разбойничьем вертепе и сжег его вместе с коварной хозяйкой. Сюжет об избавлении от опасности является одним из самых распространенных в чудесах великомученика.

«Чудеса об избавлении отрока из плена» широко отражены в иконографии. На о-ве Лесбос был храм во имя вмч. Георгия, где в престольный праздник собиралось много людей. Зная об этом, на христиан напали арабы и увезли на о-в Крит большое количество пленников, среди них был некий юноша, чьи родители тяжелее других переживали разлуку с сыном. Через год, в день памяти Георгия, они устроили обед в честь святого, а мать юноши горячо молилась о возвращении сына. В тот момент, когда ее муж обращался с молитвой к Георгию, а гости разливали вино, сын хозяев появился в доме с сосудом вина в руках. На удивленные расспросы юноша ответил, что долгое время был рабом в доме критского эмира и сегодня прислуживал ему за обедом, разливая вино. Внезапно перед ним предстал Георгий, посадил его на коня и перенес в родной дом. Одной рукой юноша держался за пояс святого, а в другой так и остался сосуд с вином из дома эмира.

Известны и др. чудеса Георгия, которым посвящены греческие тексты: «О быке Феописта», «О видении сарацина», «О пронзенном образе, «Об убитом воине», «О пироге» , «О поясе святого», «О пафлагонском юноше».

Из текстов, посвященных чудесам Георгия, в славянской традиции известны как переводные, так и оригинальные сочинения. К началу X в. (ок. 907?) в Болгарии сложилось «Сказание о железном кресте» - цикл чудес Георгия, объединяющий 7 сюжетов. Повествование ведется от лица монаха Георгия Болгарина, бывшего свидетелем и непосредственным участником (за исключением «Чуда о Клименте») чудес от железного креста, скованного по повелению великомученика. Особое место в цикле занимают «Чудо о болгарине» (или «О кресте и болгарине») и «Чудо о Клименте», посвященные болгаро-венгерским войнам 90-х гг. IX в. В них Георгий является защитником болгарских воинов-христиан в сражении с язычниками (великомученик спасает от верной гибели Георгия Болгарина, конь которого сломал ногу, и Климента, внезапно потерявшего в бою зрение). Более того, Георгий выступает как покровитель и заступник Болгарии в целом (Георгию Болгарину он предсказывает 2-ю войну с венграми, а Клименту пророчествует о грядущих победах и славе кн. Симеона). Болгарским чудесам Георгий предпослан в составе «Чуда о болгарине» короткий рассказ о крещении страны, о деяниях кн. Бориса-Михаила (близкий к проложному житию этого правителя) и о приходе к власти его младшего сына кн. Симеона.

Железный крест был скован по предсказанию и повелению Георгия. из обручей, найденных Георгием Болгарином под кожей на ноге коня, исцеленного великомучеником. Вернувшись из похода, чудесным железом (еще в виде обручей) Георгий Болгарин исцелил жену, страдавшую от лихорадки («Чудо о жене»), а затем уже выкованным крестом - одержимого юношу, в которого вселились бесы, после того как его прокляла мать. Выздоровев, тот принял постриг у странствующего монаха («Чудо о бесном отроке»). Георгий Болгарин и его жена, видя эти чудеса, также облачились в иноческие ризы и освободили своих рабов. В ночном видении Георгий направил Георгия Болгарина к мудрому и прозорливому старцу Софронию на гору близ Месемврии, «иже на межи от Болгар», т. е. на греко-болгарское пограничье. При встрече со старцем Георгий Болгарин исцелил крестом пастуха, ужаленного змеей в наказание за продажу агнца бедной вдовы, обещавшей заколоть его на праздник Георгия («Чудо о пастухе»). У старца Софрония Георгий Болгарин провел около 10 лет и выучил греческий язык. Однажды к пещере старца пришли паломники из Болгарии. Георгий Болгарин исцелил больную ногу одного из них («Чудо о муже, имевшем вред на ноге»), а от другого - свящ. Ефрема - прозорливый Софроний потребовал рассказать историю его духовного сына Климента, спасенного Георгия («Чудо о Клименте»). Старец Софроний предсказал Георгию Болгарину час его смерти и велел отнести чудотворный крест в монастырь игум. Петра близ Никеи. По дороге, недалеко от Константинополя, он исцелил крестом больную женщину («Чудо о жене, имевшей вред на сосце»). Исполнив обет, Георгий Болгарин скончался через несколько дней в вифинском монастыре. ссказы Георгия Болгарина представляют собой памятник грекоязычной болгарской литературы, относящийся к периоду до начала деятельности учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Церкви, посвященные Георгию, стали возникать по всей Римской империи с IV в., особенно в Палестине и Сирии. Помимо главного центра почитания великомученика в Лидде церкви во имя вмч. Георгия были построены в середине V в. импер. Евдокией в Шейх-Бадре к западу от Иерусалима, в конце V в.- в Эдессе, в 514/5 г. первым магистратом Иоанном, сыном Диомида, в честь явления ему святого - в Изре (Зораве) в Трахонитиде. Здесь хранилась часть мощей великомученика. В VI в. существовали церкви во имя вмч. Георгия в Иерусалиме, Иерихоне, Герасе и др.

Вмч. Георгий. Керамическая икона. Никомидия. X-XI вв. (ГИМ)

Древнейшими церковными сооружениями в Константинополе, построенными в честь Георгия, являются монастырь Ксирокерк, или Ксилокерк, и церковь во имя вмч. Георгия в квартале Иерон, построенная, согласно Псевдо-Кодину, императором Константином I Великим. Даже если считать данное известие недостоверным, важно, что в XIV в., когда составлялось это описание построек Константинополя, церковь во имя вмч. Георгия в Иероне воспринималась как очень древняя.

В Константинополе известны другие храмы, освященные во имя Георгия, - в кварталах Контария (время постройки неизвестно), Кипариссия (реконструирован в IX в., сохранилась после падения Константинополя (1453), сгорел в 1782 и был восстановлен патриархом Константинопольским Константином II в 1833), Сики (впервые упоминается в 1303 в хрисовуле императора Андроника II Палеолога, вероятно, построен латинянами), а также монастыри вмч. Георгия «ту Препозиту» (кон. VIII в.) и построенный императором Константином IX Мономахом (1042-1055) в Манганах (там хранилась верхняя часть главы святого). Обитель играла важную роль в церковной жизни столицы до падения Константинополя. Ее игумен в XIV в. имел сан архимандрита и протосинкелла, на заседаниях церковных Соборов занимал 2-е место после игумена Студийского монастыря. В 1204-1261 гг. монастырь находился в руках латинян. При турках монастырь был занят дервишами, а затем разобран и строительный материал был использован при постройке дворца Мехмеда II (1467).

Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт)

Образ великомученика был помещен на монетах при византийском императоре Иоанне II Комнине, и его продолжали чеканить при Палеологах. Никифор Григора († после 1359) в «Ромейской истории» упоминает об изображении Георгия на коне, которое написал «знаменитый в древности живописец Павел» на стене императорского дворца напротив часовни Богородицы Никопеи .

Частицы мощей Георгия хранятся в афонских монастырях Ксенофонт, св. Григория, св. Дионисия, Иверском, Зографском и в ряде обителей Греции: Арсаниу, Гумениссы Богородицы, прп. Никанора, Дусику, Татарниотиссы Богородицы, святых Феодоров на Керкире и др.

Чудотворные иконы великомученика находятся в афонских монастырях Ксенофонт, Зограф и Хиландар.

В Византии Георгий считался покровителем воинов, землепашцев и особенно пастухов. Георгий Сфрандзи называет Георгия «освободителем пленников», а в Каппадокии великомученик почитался как защитник путешественников. В народном представлении сложился образ строгого и справедливого святого. В Греции в праздник святого 23 апр. проводились крестные ходы с иконой Георгия вокруг полей, устраивались скачки на лошадях (в память «чуда о змии»), закалывался посвященный великомученику агнец (айгеоргитис), кровью которого священник смазывал крестообразно лоб и щеки детей.

Известно совместное почитание Георгия и вмч. Димитрия Солунского, которых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с вмч. Феодором возглавляли христианское войско во время Антиохийской битвы в 1098 г.

Великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Икона. Кон. XI-XII в. (ГЭ)

В настоящее время Георгий считается покровителем армии Греческой Республики.

В Египте почитание Георгия наложилось на культ бога Гора. Мученичество Георгия, написанное на коптском языке, возникло в VI - начале VII в., а цикл чудес сложился до арабского завоевания. Согласно данным папирусов V-VIII вв., почитание Георгия отмечено в Афродито, Джеме, Гермополе, Оксиринхе, Птолемаиде и др. Древнейшее упоминание о праздновании Георгия засвидетельствовано в т. н. Календаре Саккары (VIII в.). В Египте Георгию было посвящено много церквей и монастырей, наиболее известны в Мит-Дамсисе (к северу от Мит-Гамра) и в Дельте. В Коптском Синаксаре особо указывается под 3 паопе (арабское «бауна») освящение первой церкви во имя вмч. Георгия в г. Бирма, в оазисе Бахария. Синаксарь указывает, что мощи Георгия, хранившиеся в этой церкви, в патриаршество Матфея I (1378-1409) были перенесены в монастырь авы Самуила, а при патриархе Гаврииле V (1409-1428) - в церковь во имя вмч. Георгия в Ст. Каире. В наст. время, по свидетельству О. Мейнардуса, частицы мощей Георгия находятся в 15 церквах и монастырях Египта. Из Египта почитание Георгия проникло в Эфиопию.

Киевский князь Ярослав Мудрый, получивший в крещении имя Георгий, основал в честь своего небесного покровителя церковь в Киеве, освященную митрополитом Иларионом между 1051 и 1054 гг. В этой церкви проводились хиротонии русских епископов. День освящения храма - 26 нояб.- стал общерусским праздником: в проложном сказании говорится, что Ярослав Мудрый «заповеда по всеи Руси творити праздник святого Георгия». Праздник, получивший в народе название осеннего Юрьева дня, был связан с завершением сельскохозяйственного цикла и позднее с переходом крестьян от одного господина к другому.

В соборе Св. Софии в Киеве один из приделов был посвящен Георгию, в нем сохранились росписи с житийным циклом святого. Из многочисленных церквей и монастырей Древней Руси, построенных в честь великомученика, наиболее известны Юрьев монастырь в Новгороде, в котором в день памяти святого служил новгородский владыка, церкви во имя вмч. Георгия в Старой Ладоге и в Юрьеве-Польском. Георгиевский придел существовал в Благовещенском соборе в Кремле. В 1626 г. в ц. Ризоположения в Кремле патриархом Филаретом был устроен придел во имя вмч. Георгия.

Вмч. Георгий. Икона из Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде. 30-е - 40-е гг. XII в. (ГТГ)

Помимо широко распространенных переводных чудес Георгия известно оригинальное древнерусское произведение - «Чудо о слепце», включенное в состав «Сказания, страсти и похвалы святых мучеников Бориса и Глеба». В нем повествуется о том, как один живший в Вышгороде слепец ходил в церковь во имя вмч. Георгия и молил святого о прозрении. Георгий явился ему во сне и велел идти к мощам Бориса и Глеба, где тот и получил исцеление.

В 1271 г. князь Довмонт с псковичами «пособием Святыя Троицы и славнаго великаго воина Георгия» победили немцев на реке Мироповне. Покровителями русского войска во время Куликовской битвы (1380) выступили Георгий, вмч. Димитрий Солунский и святые князья Борис и Глеб.

Имя Георгий (Гюрги, Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей, на что указывают летописи, берестяные грамоты, граффити. Помимо таких известных государственных деятелей, как князья Ярослав (Юрий) Мудрый († 1054), Юрий Долгорукий († 1157), св. Георгий (Юрий) Всеволодович († 1238), Юрий Данилович Московский († 1325), Юрий Дмитриевич Звенигородский († 1434), это имя носили Святослав (Георгий) Всеславич Полоцкий († после 1140), Юрий Ярославич Муромский († 1143), св. Игорь (Георгий) Олегович Киевский († 1147), Юрий Ярославич Туровский († между 1168 и 1170), Юрий Владимирович Муромский († 1176), Юрий Андреевич, сын Андрея Боголюбского († после 1193), Игорь (Георгий) Святославич Новгород-Северский († 1202), Юрий Игоревич Рязанский († после 1212), Юрий Несвижский († 1223), Юрий Ингваревич Рязанский († 1237), Юрий Давидович Муромский († 1237), Юрий Андреевич Суздальский († 1279), Юрий Владимирович Пинский († 1292), Юрий Львович Галицкий († 1308), Юрий Андреевич Ростовский († 1320), Юрий Ярославич Муромский († 1355), Юрий Святославич Смоленский († 1407), Юрий Всеволодович Холмский († 1408), Юрий Андреевич Ростовский († 1413), Юрий Александрович Тверской († 1426), Юрий Большой Васильевич († 1441), Юрий Меньшой Васильевич († 1473), Юрий Иванович Дмитровский († 1536), Юрий Васильевич Угличский († 1564) и др.

При царе Иоанне III Васильевиче на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля были установлены 2 каменных барельефа с изображениями Г., убивающего змея (в 1464), и вмч. Димитрия Солунского (в 1466). В 1527 г. возле Фроловской башни была построена церковь во имя вмч. Георгия, где была помещена снятая с башни скульптура святого. В 1497 г. изображение всадника, поражающего копьем дракона, появляется на печати Иоанна III. Несмотря на иконографическое сходство, его отождествление с Георгием остается спорным. Предполагают, что всадник символизирует государя-триумфатора. В XVI-XVII вв. иностранцы воспринимали данное изображение как герб Московского государства. Официальное утверждение российского герба - двуглавого орла с 3 коронами над головами и изображением воина, побеждающего дракона, на груди - состоялось в правление царя Алексея Михайловича: к 1667 г. относится первое описание герба, к 1672 г.- составление первого российского Гербовника - Титулярника 1672 г. При Петре I (с 10-х гг. XVIII в.) всадник начинает именоваться Георгием Победоносцем. В 1712 г. на знаменах Московского пехотного и драгунского полков было помещено изображение Георгия. К 1-й пол. XVIII в. относится создание городских гербов, в качестве эмблемы Москвы выступает то двуглавый орел, то Георгий. Официально герб Москвы с изображением Георгия на коне, поражающего копьем змея, был утвержден 20 дек. 1781 г.

На Руси бытовало всенародное почитание Георгия как змееборца, покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. С днем празднования памяти Георгия 23 апр. у крестьян совпадал первый выгон скота в поле, сопровождавшийся разными обрядами (в т. ч. лепили из теста, глины или воска фигурки лошадей, коров и овец). Как покровитель земледельцев и скотоводов Георгий стал восприниматься еще в домонгольский период. Известны многочисленные духовные стихи о мучениях Георгия и реже о его битве с драконом. Образ Егория Храброго является одним из наиболее ярких, созданных крестьянским поэтическим творчеством.

В Нямецком Вознесенском монастыре находилась выносная (литийная) икона Божией Матери, на оборотной стороне которой был изображен стоящий Георгий, поражающий копьем змея. По названию монастыря эта икона именуется Нямецкой. В правление молдавского господаря Георге Стефана (1653-1658) от нее многократно совершались чудеса (преклонение до земли во время крестного хода в престольный праздник и хождение по воздуху), зафиксированные архим. Иоанникием (Галятовским) в кн. «Небо новое с новыми звездами».

В описях Образной палаты (1669) Московского Благовещенского собора (1680-1681) и Успенского собора (1701) упоминаются частицы мощей и кровь Георгия. В описи Новгородского Софийского собора (1749) указан ковчег с мощами святых, в т. ч. Георгия. В настоящее время частицы мощей Георгия хранятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В 1998 г. мэр Москвы Ю. М. Лужков передал Патриарху Алексию II частицу мощей Георгия, испрошенную в дар в Лидде у Иерусалимского Патриарха Диодора. В настоящее время привезенная из Лидды частица мощей находится в храме во имя вмч. Георгия на Поклонной горе. С 22 авг. по 28 сент. 2005 г. в Россию для поклонения была привезена часть мощей Георгия, хранящаяся в афонском монастыре Кутлумуш.

Георгий является самым почитаемым святым в Грузии и вместе с Пресвятой Богородицей считается небесным покровителем этой страны. В Историко-этнографическом музее в Зугдиди (Зап. Грузия) хранится часть мощей Георгия (сустав колена великомученика). В иконе Георгия из церкви в Бочорме заключен локоть святого. В Грузии не было ни одного холма или возвышенного места, на котором не стояла бы церковь во имя Георгия, поэтому в средние века греки и европейцы называли Грузию Георгией.

Просветительница Грузии равноап. Нина завещала посвящать храмы, которые захотят воздвигнуть в ее честь, Георгий, который приходился ей родственником (по одной из версий, двоюродным братом по отцовской линии). По преданию, первый храм, построенный в Грузии в честь Георгия, был заложен св. царем Мирианом в год кончины равноап. Нины (335) на месте ее погребения в Бодбе. С IX в. начинается массовое строительство посвященных великомученику храмов. Так, Георгию посвящены самый высокий в Грузии храм Алаверди (XI в.), Павниси (Х в.), церкви в Бочорме (X-XI вв.), в Гелати (XIII в.), Кашвети в Тбилиси (построена в 1910 на месте Георгиевского храма VI в.), в основанном в IX в. монастыре Убиси (XIV в. на древнем фундаменте), на подворье Грузинского Патриархата в Москве, в Грузинах.

Насчитывается 4 основных перeвода Жития Георгия, сохранившихся в нескольких десятках рукописей. Текст самой ранней грузинской рукописи чудес Георгия, включающей «Чудо Георгия о змии», датируется кон. XI в. Начиная с XIV-XV вв. цикл чудес Георгия получил широкое распространение в Грузии. «Чудо о змии» было особенно популярно, в XVII в. оно было переложено в стихотворную форму Датуной Квариани. Созданная в XIX в. редакция «Чуда о змии» заканчивается тем, что Георгий удочеряет спасенную им царевну. В грузинской письменности получили распространение не только переводные греч. Жития и чудеса Георгия, но и оригинальные сказания (например, «Чудо о каменщике Басиле», который в одиночку построил храм св. Георгия в Кларджети). Некоторые чудеса Георгия грузинские предания соотносят с грузинскими местностями. Так, считается, что «Чудо о быке Феописта» произошло в Халде в Сванети.

Георгиевский крест (красный крест на белом фоне) помещен на церковном флаге Грузии. По преданию, Георгий помогал грузинам во многих битвах, его неоднократно видели во главе грузинского войска (15 авг. 1121 в Дидгорской битве с турками-сельджуками; 28 сент. 1659 в победном сражении с султаном Зелим-ханом).

Вмч. Георгий. Чеканная икона из Лабечина (Грузия). XI в.

Имя Георгий является одним из самых распространенных в Грузии и династическим именем грузинских правителей. Считалось, что пользующийся небесным покровительством Георгия ни в чем не будет знать поражения. В связи с этим интересна надпись на перстне с изображением св. царя Георгия III: «Святой Георгий, я, Георгий, надеждою на тебя побеждаю врага». Это имя носили абх. цари Георгий I (861-868) и Георгий II (922-957), Гурийские (до Георгия V, XVIII в.) и Одишские мтавары (до Георгия IV, XVIII в.). Георгий почитался как покровитель правящего дома Багратиони, на гербе которых помещалось изображение святого. Это имя носили цари объединенной Грузии Георгий I (1014-1027), воздвигший на месте древнего престола кафедральный собор Светицховели во Мцхете, Георгий II (1072-1089), отец царицы Тамары Георгий III (1156-1184), при котором были начаты строительные работы монастырского скального комплекса Вардзиа, сын св. царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолгое время Зап. и Вост. Грузию и освободивший страну от монг. ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий VII (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети - как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, к-рый провел военную реформу, разделив армию на 4 части во главе с 4 епископами - Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским.

В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Зап. Грузии (Имерети) - Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (нач. XVIII в.), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626)).

День памяти Георгия (Гиоргоба) празднуется в Грузии 3 раза в год: 23 апреля (день кончины), 3 ноября (день освящения церкви Георгия в Лидде) и особенно 10 ноября (колесование Георгия., по др. версии - день победы Георгия над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь ноябрь назывался месяцем Георгием (Гиоргобис тве). День памяти Георгия в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети - Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии - Илороба, Алертоба, Мирсоба и др.

Согласно устному народному преданию, тело Георгия было расчленено на 363 части (по др. версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания. Так, небесные патроны церквей в Западной Грузии - Георгии Илорский, Алертский, Кулийский (Квелийский), Суджунский, Мисаронский, Оциндальский, Хангарамский и т. д., в Восточной Грузии - Лашарис Джвари, Хахматис Джвари, Телетис Джвари, Ацкурский Белый Г. и др. В народном сознании эти Георгии воспринимаются как братья.

Взаимосвязь центров почитания Георгия иллюстрирует предание, возникшее в Западной Грузии, согласно которому Илорский Георгий (патрон церкви св. Георгия в Илори в Абхазии) посылал на празднества Латальскому и Ленджерскому Георгиям жертвенного быка, а Латальский и Ленджерский Георгии посылали Илорскому свечи и ладан. Все трое считались братьями, старшим и наиболее могущественным был Георгиюй Илорский, с храмом которого в Илори связано значительное число чудес, легенд и преданий. Празднование Илорского Г. (Илороба) отмечалось 2 раза в год: 23 апреля и особенно пышно 10 ноября, когда происходило Илорское чудо: в ночь накануне праздника в каменной ограде Илорской церкви, двери которой были запечатаны и скреплены печатями царя и католикоса, появлялся живой бык, приведенный великомучеником. Самое раннее описание этого праздника принадлежит миссионеру XVII в. А. Ламберти. Он сообщал, что в этот день со всей Грузии съезжалось множество народа с разными подношениями святому (шелковые платки, украшения, деньги, свечи) и жертвенными животными (быки, овцы, козлята). Илорского Георгия также почитали в Сванети, Гурии, Раче, Лечхуми. В Гурии Илороба справляли в четверг Масленой недели.

Считалось также, что Илорская икона Георгия разрешала споры тяжущихся сторон посредством золотых весов правосудия, висевших посреди церкви. Противники становились под весами и молились перед иконой, которая склоняла чашу весов над головой праведного. Но однажды один нечестивец решил обмануть икону. Он занял у соседа деньги и не возвращал их. Когда они оба предстали перед иконой, должник передал соседу посох, куда спрятал деньги, и чаша оправдала его. Тогда он взял свой посох и вышел из церкви. Илорская икона «обиделась» на мошенника, и весы чудесным образом вознеслись на небо. В Мегрелии до наших дней сохранился обычай «гиночама» (мегрел.- передача), согласно которому на суде должна была присутствовать икона Георгия. Как правило, это был список с Илорской иконы Георгия, который носил на шее приставленный к иконе человек - мехатули (дословно - прислужник иконы, от грузинского хати - икона). Тяжущиеся стороны клялись перед иконой в правоте, и обманщик подлежал проклятию Георгия.

До последнего времени в Илорской церкви хранились чудотворные атрибуты и реликвии Георгия: железный лук высотой 1 м, труба и пожертвованные святому стрелы с раздвоенными концами, которые в большом количестве находят во время археологических раскопок в Западной Грузии.

Одним из крупных центров почитания Георгия в Восточной Грузии считалось село Ацкури. Праздник Ацкурского Георгия- Тетри Гиоргоба - отмечается 15 авгусьа, в день Успения Пресвятой Богородицы, что отражает их совместное почитание. Братьями Ацкурского Белого Георгия считались Лашарский Георгий, Бочормский и др.

По народным поверьям, широко распространенным в Зап. Грузии, Георгий во время грозы мчится на белом коне по небу, поражая раздвоенной на конце стрелой нечистую силу. Там, где ударила его молния, находили раздвоенную стрелу или крест, пораженное молнией место называлось наджварлени (мегрел.- место, где упал крест). Считалось, что таким образом святой предупреждал виновного или выбирал его в «рабы». Такой «избранник» облачался в белые или пестрые одежды (даже во время траура) и ежегодно обходил церкви Георгия по порядку празднования и приносил подношения. Если молния поражала дом, это воспринималось как наказание Георгием за нарушение обета, лжесвидетельство, кражу и т. д. Пораженные молнией предметы становились неприкосновенными. В случае нарушения табу грешника повторно поражала молния или же Георгий карал его другим способом. «Выкуп», или восстановительный ритуал, справлялся через 3, 7, 9 лет, в противном случае считалось, что Георгий покарает всю семью. Георгию также молились бездетные супруги, жертвовавшие ему серебряные модели люльки.

В Италии почитание Георгия распространилось рано. В Риме Велисарий (ок. 527) поручил защите этого святого ворота мч. Севастиана. Римский папа Лев II (682-683) посвятил Георгию и мч. Севастиану базилику в Велабро в Риме, куда была перенесена честная глава великомученика, обретенная папой Римским Захарией (741-752). В этом же храме хранятся копье и хоругвь Георгия. В 1600 г. часть главы святого была перенесена из Велабро в Феррару.

В Неаполе в нач. V в. еп. Север основал базилику св. Георгия (Сан-Джорджо Маджоре).

Ок. 657 г. почитание Георгия проникло в Феррару, где великомученик был избран покровителем сначала Старого, а затем и Нового города, после того как в 1110 г. граф Роберт Фландрский привез в Феррару руку Георгия и подарил ее графине Матильде, которая в свою очередь подарила ее новому кафедральному собору города, освященному в 1135 г. в честь великомученика.

В Венеции в церкви Сан-Джорджо Маджоре хранятся глава Георгия и рука святого, перенесенные туда в 1296 и в 1462 гг.

В Галлии почитание великомученика распространилось в правление франкского короля Хлодвига. В 491 г. его супруга, королева Клотильда, основала монастырь вмч. Георгия в Шеле, а около 512 г. Хлодвиг посвятил Георгию и св. Герману Парижскому монастырь в Барале близ Камбре.

В Англию культ Георгия проник еще до норманнского завоевания. Известна построенная в 1061 г. ц. св. Георгия в Донкастере. Во время 3-го крестового похода (1189-1192) Ричард I Львиное Сердце, который видел Георгия в блистающих доспехах во главе христианского войска, поручил армию крестоносцев покровительству святого. Видимо, с этого времени флагом английской армии становится знамя св. Георгия с красным крестом на белом фоне. В XIV в. Георгий был официально признан небесным патроном Англии. В 1348 г. англ. король Эдуард III учредил орден св. Георгия (орден Подвязки). С 1415 по 1778 г. день памяти святого 23 апр. считался 2-м по значимости праздником после Рождества Христова. На современном флаге Великобритании изображен Георгиевский крест.

Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Среди религиозных и военных орденов Георгию посвящены орден бенедиктинцев, Тевтонский орден, орден Подвязки, арагонский орден Калатрава и др., а также существующий до настоящего времени Священный Константиновский военный орден св. Георгия (назван в средние века орденом золотого всадника), легендарным основателем которого считается византийский император Константин Великий. Наиболее вероятно, что он был основан в 1191 г. императором Исааком II Ангелом. В 1690 г. Андреа Флавио, последний из императорского рода Ангелов-Комнинов, передал свои права Джанфранческо Фарнезе, герцогу Пармскому, который в свою очередь передал их инфанту Испании, ставшему королем Неаполя, который и дал ордену современное название и новый устав. Последние редакции устава восходят к 1934 г. Орден признан Ватиканом. Герб ордена - крест, украшенный лилиями, покрытый пурпурной эмалью, с монограммой в центре; по краям креста - буквы IHSV (in hoс signo vinces - сим победиши).

Георгий считался покровителем конников и пехотинцев, лучников, алебардистов, оружейников, шлемников и седельников. Его призывали на помощь против ядовитых змей, чумы, проказы и венерических болезней.

В 1969 г., во время реформы календаря католической Церкви, который делит праздники святых на категории в соответствии со степенью их торжественности, день памяти Георгия 23 апреля был занесен в низшую категорию и был объявлен необязательным, а совершение службы в этот праздник оставлено на усмотрение местных церковных властей.

Георгий (арабское Джирджис) - одна из главных некоранических фигур, пользующихся особым почитанием. От арабов-христиан его почитание перешло к арабам-мусульманам. Житие Георгия было переведено на арабский язык к началу VIII в. В «Чуде об обращении сарацина» говорится о том, как христианский священник дал прочитать сарацину Житие Георгия на его родном языке. Житие Георгия в апокрифической редакции включено в «Историю пророков и царей» ат-Табари (ум. 923). Согласно этому тексту, Джирджис был учеником одного из апостолов Исы (Иисуса). Царь Мосула, идолопоклонник, подверг Джирджиса пыткам и казням, но Аллах каждый раз воскрешал его. Для него Аллах сотворил множество чудес, связанных с воскрешением людей и животных, что, вероятно, указывает на наличие в сказании о Джирджисе мотивов почитания ближневосточных умирающих и воскресающих божеств.

В Палестине насчитывается 22 культовых места, имеющие отношение к Георгию, 5 из которых христианско-мусульманских и 9 мусульманских: участки в мечетях Куббат ас-Сахра (Купол скалы) и аль-Акса в Иерусалиме, ряд местностей в Наблусе, в частности баня, которую, по преданию, святой посещал каждую пятницу, отчего вода в ней в этот день приобретала целительную силу. Наиболее известные христианские церкви и монастыри, посвященные вмч. Георгию (монастырь Мар-Джирджис Хумайра (Сирия), церковь вмч. Георгия в Лидде, монастырь под Бейт-Джалой, у сел. Эль-Хадр, и др.), были центрами паломничества не только христиан, но и мусульман всех толков, от которых даже получали значительные пожертвования. Около пещерной цекрви вмч. Георгия к северо-востоку от Бейрута (ныне в черте г. Джуния), согласно местному арабскому преданию, произошел поединок Георгия со змеем.

На Ближнем Востоке существует почитание Георгия под именем аль-Хадр (аль-Хадер, аль-Хадир), к нему обращаются с просьбами о ниспослании дождя, ему дают обеты, испрашивая благополучие близким. Георгий особенно почитается в качестве целителя болезней, в первую очередь нервных и психических расстройств. Однако аль-Хадр, к-рому посвящено множество преданий и который считается одним из 4 «бессмертных» наряду с Исой, Ильясом и Идрисом, далеко не всегда и не во всех мусульманских преданиях может отождествляться с Георгием.

Вмч. Георгий. Эмалевый образ в «Св. Короне» Венгрии. Константинополь. 1074-1077 гг. (Венгерский нац. музей, Будапешт)

Орден святого Георгия в Российской империи учрежден 26 нояб. 1769 г. имп. Екатериной II для награждения за военные заслуги офицеров и генералов. Орден был разделен на 4 степени, награждение производилось в порядке постепенности, но вне иерархии российских гос. наград.

Пожалование орденом 1-й и 2-й степени производилось исключительно по усмотрению монарха. К др. степеням с 1833 г. представления делали ближайшие начальники, затем они обсуждались думами кавалеров ордена при главной квартире главнокомандующих армиями, корпусных командиров или начальников отдельной эскадры или флота. Георгиевские думы принимали решение не менее чем 2/3 голосов, оно утверждалось императором. В правление имп. Павла I (1796-1801) награждения не производились. Орден святого Георгия был восстановлен особым постановлением от 12 дек. 1801 г. имп. Александра I. До 1855 г. орден 4-й степени жаловался также лицам, участвовавшим в действиях против неприятеля и прослужившим в обер-офицерских чинах 25 лет, и морским офицерам за 18 или 20 (если не были в сражениях) кампаний. Надписи: «25 лет», «18 кампаний», «20 кампаний» (последняя с 1833) - делались на поперечных концах креста. 15 мая 1855 г. имп. Александр II отменил эти статьи статута и ввел правило награждать за выслугу лет Владимира равноап. кн. орденом 4-й степени, Г. о. стал жаловаться «единственно за особенное мужество и храбрость».

Знаком ордена был золотой крест с расширяющимися концами и незаполненными углами, он покрывался с обеих сторон белой финифтью с золотой каймой по краям. В медальоне, в середине креста, на красном поле, изображался московский герб - вмч. Георгий Победоносец на коне в серебряных латах, с золотой диадемой, поражающий копьем черного змея. На реверсе помещался вензель св. Георгия из букв СГ. При награждении орденом нехристиан в центре креста вместо образа святого помещался российский гос. орел. Звезда была 4-конечной (ромбовидной) золотой, в центре ее, в золотом круглом поле, был вензель св. Георгия (СГ). Вокруг, в черном обруче, золотыми литерами был начертан девиз ордена: «За службу и храбрость». Лента ордена имела 3 черные и 2 оранжевые полосы. Крест ордена 1-й степени носился на бедре на муаровой ленте (ок. 10 см шириной), надеваемой через правое плечо под мундиром, а звезда - на левой стороне груди, ниже звезды Андрея Первозванного ордена, но выше др. звезд. Крест ордена 2-й степени носился на шее на ленте шириной 5,5 см, к нему также полагалась звезда. Орден 3-й степени звезду не имел, крест носился на шее на ленте шириной 4,5 см. Крест ордена 4-й степени носился на груди (в петлице) на ленте шириной 2,2 см. Согласно Статуту 1769 г., знаки ордена всех степеней никогда не снимались, «ибо заслугами оный приобретается». Орденский крест дозволялось употреблять кавалерам в гербах и печатях, но запрещалось украшать его драгоценными камнями. Статутом 1833 г. кавалерам Г. о. было присвоено особое одеяние - оранжевый бархатный супер-вест, обшитый золотой бахромой, с черными бархатными крестами на груди и на спине.

Кавалеры ордена денежные взносы не делали, а старшие из них в каждой степени получали ежегодные пенсии, сохраняемые после их смерти вдовам. Орден давал право потомственного дворянства, если получавший не имел его ранее. Срок производства кавалеров в следующий чин сокращался. При выходе в отставку они имели право ношения военного мундира, даже если не выслужили положенного для этого 10-летнего срока. Георгиевские кавалеры пользовались ежегодными отпусками на 2 месяца, раз в 2 года на 4 месяца, бесплатным лечением, преимуществами льготного проезда. Имена и фамилии всех георгиевских кавалеров с 1849 г. увековечивались занесением их на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве. Детям кавалеров предоставлялись льготы при получении образования.

При учреждении награды ее знаки 1-й степени возложила на себя имп. Екатерина II, гроссмейстером ордена считался царствующий император. Первым кавалером Г. о. (3-й степени) стал 8 дек. 1769 г. подполковник Ф. И. Фабрициан за победу над превосходящими силами противника и взятие Галаца в ходе русско-тур. войны 1768-1774 гг. Орденом 1-й степени были первыми награждены в 1770 г. ген.-аншеф гр. П. А. Румянцев за битву при р. Кагул, ген.-аншеф гр. А. Г. Орлов за разгром тур. флота в Чесменском сражении и ген.-аншеф гр. П. И. Панин, командующий рус. армией в Крыму. В 1788 г. знаки ордена 1-й степени получил Г. А. Потёмкин, в 1789 г.- А. В. Суворов. Кавалерами всех 4 степеней Г. о. были ген.-фельдмаршалы светлейший кн. М. И. Голенищев-Кутузов (1775, 1791, 1792, 1812), кн. М. Б. Барклай-де-Толли (1794, 1806, 1812, 1813), гр. И. И. Дибич (1808, 1812, 1829, 1829) и светлейший кн. И. Ф. Паскевич (1810, 1811, 1827, 1829). В числе иностранных кавалеров ордена 1-й степени был кор. Пруссии Вильгельм I (1869). В 1805 г. к награждению орденом 1-й степени был представлен имп. Александр I, но он согласился принять лишь знаки 4-й степени за личную храбрость. В 1869 г., в день 100-летнего юбилея Г. о., знаки 1-й степени возложил на себя имп. Александр II, уже имевший орден 4-й степени (1850). Среди выдающихся кавалеров ордена 2-й степени были прав. Феодор Ушаков (1790), кн. П. И. Багратион (1805), гр. М. И. Платов (1807), кн. М. С. Воронцов (1814), Н. Н. Раевский (1814), А. П. Ермолов (1814), П. С. Нахимов (1853), кн. А. И. Барятинский (1859), гр. Д. А. Милютин (1877), вел. кн. Александр Александрович (впосл. имп. Александр III) (1877), М. Д. Скобелев (1881), Н. Н. Юденич (1916). В 1915 г. приказом по армии и флоту орденом 4-й степени был награжден мч. имп. Николай II. За отличия в Отечественной войне 1812 г. и за участие в заграничном походе 1813-1814 гг. орден 1-й степени был выдан 5 раз, 2-й степени - 36, 3-й - 155, 4-й - сотни раз. Во время первой мировой войны орден 2-й степени вручался 4 раза, 3-й - 71, 4-й - более 3500 раз. На георгиевской ленте носились 5 офицерских золотых крестов (за Очаков, Измаил, Прагу, Прейсиш-Эйлау, Базарджик), а также мн. медали Российской империи.

13 февр. 1807 г. имп. Александр I учредил особый знак отличия Военного ордена, которым награждались за военные заслуги нижние чины армии и флота. Решение о награждении принималось голосованием ротными командирами и штаб-офицерами полка по представлению непосредственных начальников. Знак, причисленный к Военному ордену, представлял собой серебряный крест, носившийся на георгиевской ленте в петлице. В центре креста помещалось чеканное изображение вмч. Георгия на коне, на реверсе - вензель святого (ГС). С 1809 г. на обратной стороне креста ставился номер, под которым знак был внесен в список пожалованных. При награждении нехристиан в центре креста вместо образа святого помещался российский гос. орел. Знак отличия никогда не снимался, даже в случае производства награжденного в офицеры (если впосл. он не награждался Г. о.). 19 марта 1856 г. имп. Александр II установил 4 степени знака отличия Военного ордена. Знак 1-й и 2-й степени представлял собой золотой крест, 3-й и 4-й степени - серебряный. Знаки всех степеней носились в петлице на георгиевской ленте, при этом 1-й и 3-й степени - на ленте с бантом. Награждения производились в порядке постепенности. В 1913 г. знаку отличия было присвоено наименование Георгиевского креста. Награжденный получал прибавку к жалованью в размере 1/3, сохранявшуюся пожизненно. В 1808 г. награжденные были освобождены от телесных наказаний, в 1815 г.- от податного обложения. В 1913 г. кроме пенсии награжденному была установлена ежегодная денежная выдача, составлявшая от 36 до 120 р. в зависимости от степени.

С 1807 г. нерегулярно вручались золотые и серебряные медали с надписью: «За храбрость». Они предназначались для награждения казаков и жителей Кавказского края. С 1844 г. медалью стали награждать всех нижних чинов армии за боевые отличия. 3 авг. 1878 г. имп. Александр II утвердил номерную наградную медаль с надписью: «За храбрость», носившуюся на георгиевской ленте. Она была разделена на 4 степени (1-я и 2-я - золотые, 3-я и 4-я - серебряные, 1-я и 3-я носились с бантом). С 10 окт. 1913 г. она стала именоваться георгиевской и была причислена к ордену. Награжденные получали ежегодные денежные выплаты от 12 до 36 р. и иные льготы.

За выдающиеся воинские подвиги генералы и офицеры награждались также золотым оружием (шпагами, саблями, палашами, шашками и кортиками с золочеными эфесами) с надписью: «За храбрость». В 1869 г. все награжденные золотым оружием были причислены к кавалерам Г. о. На эфесе стали помещать изображение уменьшенного креста ордена из финифти. К такому оружию полагался темляк на георгиевской ленте. С 1913 г. золотое оружие стало официально именоваться георгиевским. За «блистательные воинские подвиги» жаловалось георгиевское оружие с бриллиантами, при этом надпись: «За храбрость» - заменялась указанием о подвиге награждаемого. Частям рус. армии жаловались и коллективные георгиевские награды: полковые знамена, штандарты, серебряные трубы и рожки, петлицы на мундиры нижних чинов, ленты на фуражки и бескозырки. Единственный случай коллективного награждения самим Г. о. 4-й степени - присуждение его в 1916 г. франц. крепости Верден за героизм защитников. С 1916 г. ордена св. Георгия и медали стали изготавливать не из золота и серебра, а из бронзы и белого металла.

В июне 1917 г. постановлением Временного правительства было разрешено награждать офицеров солдатскими Георгиевскими крестами, а солдат - Г. о. 4-й степени. Такие ордена имели на ленте металлическую лавровую ветвь белого цвета. Солдаты, награжденные орденом, производились в чин подпоручика, матросы - мичмана. На георгиевских медалях Временного правительства портрет императора был заменен изображением вмч. Георгия на коне. После Октябрьской революции 1917 г. орден был упразднен. Тем не менее известны случаи вручения ордена во время Гражданской войны. Правительство адмирала А. В. Колчака 9 февр. 1919 г. восстановило награждение орденом святого Георгия и георгиевским оружием генералов, офицеров, военных врачей, военных чиновников и военных священников, а также солдат - Георгиевскими крестами. За неимением знаков ордена разрешалось носить орденские ленточки на груди. На георгиевских лентах носили некоторые наиболее почетные награды Белого движения, напр. знак 1-го Кубанского («Ледяного») похода Добровольческой Армии 1918 г., крест «За Степной поход» донских казаков 1918 г. В СССР на георгиевских лентах носились орден Славы 3 степеней, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», гвардейский знак ВМФ.

В Положении о государственных наградах РФ от 1 июня 1995 г. отмечалось, что в системе наград сохраняются Георгиевский орден и знак отличия - Георгиевский крест, но награждения ими не производились. Указом Президента РФ от 8 авг. 2000 г. был утвержден новый Статут Георгиевского ордена, и он был введен в систему орденов как высшая военная награда, имеющая 4 степени. Было утверждено также положение о знаке отличия - Георгиевском кресте.

 
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru службы мониторинга серверов Rating All.BY облачение священникаКулинария: рецепты простые и проще простого, праздничные, классические и быстрые рецепты приготовления блюд в домашних условиях бесплатно на православном кулинарном сайте; рецепт дня; готовим дома вкусно; школа домашней кулинарии, русская поваренная книгаСчетчик тиц и pr - xiron.ru