Выберите язык сайта
Привет, гость!
Логин:

Пароль:

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ В РАБОТЕ МИССИОНЕРА :: Загрузки на Svjatogor.BY

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ В РАБОТЕ МИССИОНЕРА

Добавила: tatjana | Дата добавления: 16 Декабря 2016 года, 17:35

иерей Александр Кухта

Одна из современных технологий работы с обществом осно­вывается на различиях в ценностях людей, принадлежащих разным поколениям. Эти различия, как и обуславливающие их причины (технологическое развитие общества, ситуация в политике, эконо­мике и т.д.) были изучены, и некоторое время спустя появилась тео­рия, предлагающая работать с группами людей, разделяя их по по­коленческому признаку.

Теория поколений - это теория, описывающая повторяющие­ся поколенческие циклы в истории. Она появилась на свет в 1991 году.

Авторами теории было предположено, что конфликт поко­лений никак не связан с возрастными противоречиями. Другими словами, по достижении сорокалетнего возраста, дети вовсе не на­чинают мыслить так же, как мыслили в этом возрасте их родители. (Разумеется, речь здесь касается не общечеловеческих или индиви­дуальных ценностей, а именно поколенческих).

В основе «Теории поколений» лежит мысль о том, что по­ведение человека и его взгляды на жизнь зависят от того, в каких условиях он жил до 12-15 лет, во время формирования собствен­ной системы глубинных ценностей - аксиом поведения человека, находящихся на уровне подсознательного убеждения и чаще всего являющихся незаметными для своего носителя, которые потом проходят через всю его жизнь. До этого возраста человек еще не оце­нивает политические и экономические события в мире, а усваивает технологии, необходимые для выживания в нем.

Изначально теория поколений была направлена на изучение общества США, однако позже она получила широкое распростране­ние во многих странах мира, в том числе и в России и Беларуси.

В результате адаптации теории поколений к различным регио­нам, стало понятно, что необходимо вносить некоторые корректи­ровки, учитывающие особенности развития отдельных территорий. Это, учитывая тот факт, что в советский период наша страна была достаточно закрытой и обособленной, особенно актуально для Бе­ларуси и России.

Подход исследователей в России к периодизации теории по­колений и сопоставление его с классическим подходом представ­лен в таблице 1.

Название

поколения

Архетип

поколения

Годы рождения

Теория поколений для США

Российская

адаптация

теории

Поколение «GL»

Герои

1901-1924

1900-1923

Молчаливое

поколение

Художники

1925-1942

1923-1943

Беби - бумеры

Пророки

1943-1960

1943-1963

Поколение «X»

(13-е поколение)

Странники

1961-1981

1963-1984

Поколение «Y» Миллениум

Герои

1982-2004

1984-2000

Поколение «Z»

Художники

2005 - настоящее

2000-

настоящее время

(Примечание к таблице 1: «беби-бумеры» (от англ. ВаЬуВоот) - дети, родившиеся после Второй мировой войны в сравнительно благоприятных экономических условиях конца 1940-х - 50-х гг.).

 

Между представителями различных поколений нет четкой границы, поэтому на стыке между ними, плюс-минус три года, выде­ляют также и пограничные, «эхо»-поколения, «представители кото­рых являются носителями ценностей обоих поколений и выступают в роли своеобразных посредников между ними». В качестве при­мера пограничного «эхо»-поколения можно привести представи­телей современного поколения «МеМеМе» - это молодые люди, которые родились в конце 90-х - начале 2000-х годов и являются носителями ценностей поколений «Y» и «Z».

Стоит отметить, что специальные исследования касательно адаптации этой теории к реалиям Беларуси, к сожалению, не про­водились. Однако крупные компании, работающие в Беларуси и использующие идеи этой теории при работе с кадрами Wargamiпg», «Yandех»,  «МсDоnаlds» и т.д.) успешно используют российскую адаптацию теории. В этих компаниях меняется стиль управления, создается семейная атмосфера в корпоративной среде.

Так, компания «МсDоnаld’s», к примеру, организует вечера настольных игр для сотрудников, чего раньше не делала. Многие компании («Сооglе», «Yandех») вводят свободный график работы, отменяют корпоративный стиль одежды и т.д.

В «Yandех» существуют система шуточных повышений по службе. К примеру, молодой сотрудник, спустя год службы в этой компании, получает статус «страж кофе-пойнта». При этом тем выше шуточная должность сотрудника, чем дольше он работает в компании. Шуточная должность не дает «бонусов», но опросы по­казывают, что поколение «Y» предпочитает незначительное повы­шение в должности через конкретный срок, чем серьёзное повы­шение за высокое достижение неизвестно когда. Также, поскольку для «игреков» важно саморазвитие, многие компании проводят лекции, к примеру, по искусству и предлагают своим сотрудникам скидки на курсы иностранных языков.

В Беларуси, по данным Белстата к поколению «Y» принято от­носить молодых людей в возрасте 16-32 лет. Самая большая группа внутри поколения «Y» - 29-летние; самая маленькая - 18-летние.

Общая численность «игреков» в нашей стране - около 2 мил­лионов человек. Из них мужчин - 51,3%, женщин - 48,7%. Доля го­рожан среди них составляет 84%.

Поколение «Y»: особенности

Как и прочие поколения, поколение «Y» сформировалось под влиянием событий своего времени. Исключительное влияние на него сформировало развитие средств коммуникации: мобильная связь (с конца 90-х годов), электронная почта (90-е годы), служба коротких сообщений (90-е годы), видеохостиг «YоuТubе» (2005 год) и социальные сети («Fасеbоок» 2004 год).

Помимо этого, на российских игреков сильно повлияли распад СССР, рыночные реформы и политическая либерализация. Отсюда

особое понимание хрупкости окружающего мира и его ненадежно­сти. «Все, чего ты добился, может быть разрушено в один миг, так что лучше жить в свое удовольствие, успеть попробовать многое, пока мир снова не полетел в тартарары».

Также стоит отметить, что глобализация является причиной того, что во всем мире представители поколения «Y» почти не от­личаются друг от друга, исключение составляют только отдаленные и изолированные регионы, куда еще не пришел Интернет.

Некоторые российские исследователи подчеркивают, что у «игреков» отсутствуют свои герои: «игрек — первое поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Предполагаем, что у них не будет героев. Они станут ими для других поколений, несмотря на то, что не всегда хотят быть героями».

Также представителей поколения «Y» отличает финансовая практичность. Однако, в отличие от своих родителей, которые склонны делать карьеру приоритетом, «игреки» заинтересованы в том, чтобы работа не мешала их личной жизни.

Важно подчеркнуть, что «игрекам» свойственно ярко выра­женное чувство собственной свободы, что выражается в их одеж­де, манере речи, стремлении получить эмоциональный опыт и т.д.

В картине мира «игреков» нет иерархии. Все люди равны. По­этому к начальникам они относятся по-приятельски, уважая их не как начальников, но как людей. И это, пожалуй, единственная воз­можная форма общения с поколением «Y».

Кстати, принимать решения «игреки» предпочитают на основе обсуждений экспертных оценок, но не выполнять непонятные ука­зания сверху.

Вот еще несколько наиболее характерных для современных «игреков» черт, которые нужно учитывать при работе с ними:

1)       «Игреки» лучше воспринимают информацию, если она пре­подносится коротко, четко и по пунктам.

Согласно исследованиям компании «Місгоsоft», современные «игреки» способны концентрироваться на новой информации око­ло 8 секунд. Поэтому любую новую мысль желательно укладывать в 25-30 слов. Или разбивать ее на несколько отдельных пунктов. Отличительная особенность «игреков» в том, что они плохо запо­минают информацию, т.к. росли в среде, где все можно уточнить в Интернете.

2)       «Игреки» лучше воспринимают образы, чем слова.

Дело в том, что они росли в эпоху «демотиваторов», «торрен- тов», «YоuТube», фотографий и инфографики, поэтому картинки «игреками» воспринимаются проще.

3)       «Игреки» хотят получать результат уже в                 первый день.

Эта черта особенно актуальна для российских «игреков», ко­торые росли в постоянно меняющемся мире, в котором было почти невозможно строить далеко идущие планы.

4)       Нельзя отбирать «гаджеты» у «игреков».

Про «игреков» вполне справедливо можно сказать, что они живут в своих «гаджетах». В общении с ними нужно стремиться ис­пользовать как можно больше новых технологий. При этом, не стоит «игреков» заставлять вести бумажные графики и отчеты. Это будет лишь понижать эффективность «игреков» и их интерес к работе.

5)       Нужно быть интересным «игреку».

Это поколение привыкло к развлечению. Они не любят, когда их учат, однако сами очень любят учиться. Если что-то предоставля­ет им и развлечение, и развитие одновременно, они будут преданы этому делу с энтузиазмом.

6)       Нужно найти «игреку» друзей.

Несмотря на огромное количество друзей в социальных сетях, «игреки» остаются одинокими. Виртуальное общение все еще не способно заменить реальное. Однако проблема в том, что предста­вители этого поколения в большинстве своем не умеют общаться с людьми. Вовлекая их в коллектив и помогая им чувствовать себя частью семьи, можно им дать то, чего «игрекам» не хватает.

Примеры использования знания особенностей представителей поколения «Y» в миссионерской работе

Финансовая практичность

Одна из упомянутых отличительных черт «игреков» - это их выраженная финансовая практичность. Представители данного по­коления росли в эпоху перемен и отсутствия финансовой стабиль­ности: Перестройка, распад Советского Союза, 90-е годы, кризисы и т. д. Это повлияло на то, что сегодня «игреки» стремятся контро­лировать свои расходы и отдавать себе отчет в том, куда идут их средства.

Именно поэтому среди претензий к Православной Церкви представители поколения «Y» на первом месте упоминают те, ко­торые связаны именно с деньгами. «Игреку» сложно понять, куда идут деньги, оставленные им в храме. Более того, «игреки» не по­нимают, за что они отдают деньги.

Для того чтобы исправить ситуацию, возможно, имеет смысл добавить немного прозрачности в финансовую жизнь прихода.

Например, каждый месяц можно на доске объявлений возле храма размещать краткий финансовый отчет, поясняющий, сколь­ко было получено и потрачено на конкретные приходские нужды средств: благотворительность, миссионерская работа, воскресная школа, налоги, коммунальные платежи, ремонт храма и т.д.

Еще один метод деактивации данной проблемы заключается в том, чтобы позволить самим людям решать сумму жертвы за тре­бы, свечи, записки и т.д. Очень показателен в этом плане опыт не­которых приходов Белорусской Православной Церкви.

В таком случае, если человек видит, что храм занимается дей­ствительно полезной работой, и оставленные им средства не идут «на машину настоятелю», часто он возвращается снова и меняет свое отношение к Церкви на более положительное.

Вера в технологии

Одна из отличительных черт поколения «Y» - это вера в тех­нологии. Глядя на то, как развиваются современные технологии, «игреки» все больше убеждаются, что нет ничего невозможного: если сегодня чего-то нет, то завтра обязательно это что-то изобретут, построят или вырастят. То есть, с точки зрения «игрека», с помо­щью науки и технологии может быть описан любой процесс, а для любой проблемы может быть найден алгоритм объяснения.

Именно этим можно объяснить скептическое отношение мо­лодежи к внешней составляющей богослужения и жизни Церкви.

Так, согласно одному из исследований миссионерской лабо­ратории Минской духовной академии, значительная часть совре­менной невоцерковленной молодежи считает, что в Православной Церкви обрядоверие преобладает над, собственно, верой, что бо­гослужение перенагружено непонятной символикой и излишней патетикой.

Сюда же можно отнести распространенное мнение о том, что вера, якобы, «противоречит науке».

Для решения этой проблемы, возможно, следует особо сле­дить за недопущением в миссионерской и пастырской работе при­митивизации догматов Церкви, ее традиции и обычаев (пример - «специализация» святых), избегать недолжного обоснования веры (например, через чудеса). Необходимо объяснять «игрекам» клю­чевые моменты православного вероучения и церковной жизни.

Также немаловажно уметь разделять важное и второстепен­ное в христианском благовести (например, в случае необходимости не спешить с настаиванием на строгом «дресс-коде»).

Обращение внимания исключительно на «интересное»

Поколение «Y» к делу, которое не вызывает у них интереса, относится равнодушно. Речь здесь, конечно, не идет о превращении церковной жизни в «увлекательное представление».

Прежде всего, необходимо научиться использовать в миссио­нерской работе с «игреками» интересные для них формы, например - социальные сети, видеоблоги, «живые журналы» и т. д. В качестве примера можно привести YоuТubе-канал «Батюшка ответит», где священник с использованием современных технологий говорит на языке, понятном «игрекам», на темы, их волнующие.

Также повышению уровня «интересности» миссионерского слова может способствовать привлечение инструментов риторики, употребление нетрадиционных и неожиданных формулировок хри­стианских истин, организация миссионерских богослужений и т. д.

Отсутствие понятия об иерархии

Эта мировоззренческая черта приводит к тому, что каждого отдельного человека «игреки» оценивают вовсе не по принадлеж­ности к организации, статусу или возрасту, а исключительно по личным качествам. В полной мере это относится и к священнослужите­лям.

Именно поэтому особое значение здесь приобретают такие понятия, как личность и образ пастыря, отношение его к собствен­ному слову, умение работать с аудиторией и т. д.

Прикреплённые файлы
Прикреплённых файлов нет