Выберите язык сайта
Привет, гость!
Логин:

Пароль:

Материалы к игре «Щит веры», посвящённой Софии Слуцкой :: Загрузки на Svjatogor.BY

Материалы к игре «Щит веры», посвящённой Софии Слуцкой

Добавил: admin | Дата добавления: 15 Апреля 2013 года, 19:13

Выкладываем материалы к игре "Щит веры", проведённой в мае 2012 года.

Методика проведения игры «Щит веры»

Не менее 2 команд

Команда имеет: название, капитана.

Жюри - Высокий ареопаг

Судья – Хранитель времени – наблюдает за порядком игры, временем и скоростью

Организатор игры – Ведущий

2 этапа:

Первый этап «Штурм». 25 вопросов. Ведущий задаёт вопрос. Команда: «Время!». На обсуждение – 1 минута. По истечении команды передают ответ в письменной форме Высокому ареопагу, который может попросить дополнительно прокомментировать. Ответ должен быть чёткий, лаконичный, не более 1 предложения. За правильный ответ команда получает 1 или 0.5 балла. Ведущий зачитывает правильный ответ.

Второй этап «Турнир».  12 вопросов. Участвуют только 2 команды, набравшие максимальное количество баллов.  Проводится в устной форме. Кто раньше готов, тот и отвечает, но только после команды «Время!», если раньше, то засчитывается фальстарт, и право ответа переходят  сопернику.  За правильный ответ команда получает 1 или 0.5 балла. Ведущий зачитывает правильный ответ.

Высокий ареопаг и Хранитель времени подсчитывают баллы.

ВОПРОСЫ

1. Из какого рода София Слуцкая?

2. Когда родилась София Слуцкая?

3. До какого возраста её растили родители?

4. Материальное положение Софии

5. Где прошло младенчество и детство Софии?

6. Кто был опекунами Софии?

7. За кого договорено было  выдать  замуж Софию?

8. Сколько лет было княжне, считавшейся уже невестой князя?

9. Что было причиной войны?

10. Какой численностью собралось войско?

11. Согласна ли была София на брак?

12. Как София остановила кровопролитие?

13. Когда состоялось бракосочетание?  Как звали мужа?  В каком граде?

14. На какой праздник венчались?

15. Как распорядилась своим богатством София?

16. Когда была объявлена уния?

17. Каким городом владела София?

18. Кто по вере был Януш Радзивилл?

19. Какую грамоту убедила выхлопотать  мужа София?

20. Какой город в Северо-Западном крае стал религиозным и церковно-  административным  центром?

21. Какой храм и где строит София?

22. Когда умерла и какова причина смерти  княгини?

23. Сколько лет было в год смерти княгине?

24. Что составляло владения княгини Слуцкой?

25. Где была похоронена?

26. Что стало с православной независимостью Слуцка после смерти кн. Софии?

27. Как отнёсся народ  к Софии после её смерти?

28. Что произошло в Слуцке в 1848 году?

29. Когда была канонизирована София Слуцкая?

30. Где находится рака с мощами святой?

31. Где сначала покоились мощи Софии Слуцкой?

32. Какая традиция, связанная с мощами,  существовала?

33. Кто давал средства на  переоблачение?

34. Где хранились мощи во время войны?

35. Где сейчас почивают мощи святой?

36. Кто автор памятника Софии Слуцкой?

37. Что представляет собой памятник?

38. С чем связаны  нынешние события, поминающие Софию Слуцкую?

39. Из какой династии София Слуцкая?

40. Какая икона была фамильной?

41. Какая награда учреждена в память о Софии Слуцкой?

42. Кто может быть награждён орденом Софии Слуцкой?

43. Сколько степеней имеет орден и каковы его атрибуты (что выдаётся вместе с   ним)?

44. Опишите орден.

45. Что написано на внешнем кольце?

46. Из чего сделан орден?

47. Вес ордена?

48. Цвет орденской  ленты?

49. Что произошло в июне 1812 года?

50. Какое чудо произошло с крестьянским мальчиком?

51. Что обозначает слово «уния»? Сколько уний было?

52. Когда и в связи с чем была принята Люблинская уния?

53. Кто инициировал принятие унии?

54. Что произошло в 1591 году?

55. Когда была принята Брестская уния? Как произошло её принятие?

56. Каковы последствия Брестской унии?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 Праведная София была последней княгиней славного рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда из рода Рюриковичей. Некоторые из этого рода сидели на Киевском престоле, другие были князьями Новгорода Великого.

  1. Блаженная София родилась 1 мая 1585 года.
  2. В два года потеряла родителей: в том же году скончалась ее мать, а 6 мая следующего года умер и отец, князь Юрий Семенович.
  3. Осиротев, София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. На протяжении буквально нескольких лет умерли также дяди Софии — Александр и Ян-Симеон. Детей у них не было, и к девочке перешли все остальные владения рода Олельковичей.    
  4. Младенчество и детство княжна проводила в Берестье и Вильно: сначала девочку опекал жмудский староста Юрий Ходкевич, забравший её в Вильно, затем Виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич.
  5. Оба опекуна юной Софии задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние.
  6. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла.
  7. Княжне было тогда одиннадцать лет; она считалась невестой Несвижского князя. Ей было неведомо о договоре.
  8. У Ходкевича был огромный долг перед Радзивиллами. Радзивиллы  потребовали вернуть долг. Но у Ходкевича денег не было.

10.  Событие обрастало слухами и домыслами, но все ждали кровопролития. Обе стороны всерьез готовились к войне. Радзивиллы собрали 6000 человек вооруженной пехоты и конницы, укрепили пушками свой дворец. Ходкевичи в свою очередь выставили 24 пушки и вооружили 2000 человек своей челяди. Войска Радзивиллов приступили к Вильно, где жил Иероним Ходкевич в доме со своей опекункой княжной Софией. (В Вильнюсе сохранились остатки этого дома по улице Савич.) Послы короля, как и униатский митрополит Ипатий Потей не смогли примирить стороны. Был объявлен трехдневный молебен во всех Храмах и монастырях Слуцка.

11.  До февраля 1600 года юная княжна не даёт согласия на брак. Княжна София была против этого брака. Она не верила в искренность чувств Януша, видя в его намерениях не более чем расчёт. Но особую роль в её нежелании выходить замуж за этого человека играло то, что Януш был протестантом-кальвинистом — и поэтому не разделял её духовных устремлений и не имел попечения об интересах православной части общества. А ведь именно покровительство Православию является прямой обязанностью православных князей и магнатов: в этом заключается их ответственность перед Богом и долг перед Отчизной.

12.  Но вдруг, как указывают, случилось неожиданное — не ведавший отступлений Кшиштоф Радзивилл отводит свои войска. Княжна София дает согласие на брак с Янушем. Януш умоляет отца остановить сражение, ибо не пристало воевать в день долгожданного согласия. И мир воцарился не только в Вильно, а по всей Литве.

13.  Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста.

14.  Пришлось это событие на празднование в честь Покрова Божией Матери.

15.  Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния.

16.  Церковная уния с Римом была объявлена в Западнорусском крае с 1596 года.

17.  В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку. Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия.В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица.

18.  Вдобавок, Софья убедила своего кальвиниста-мужа выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии.

19.  Грамота была выдана, и эта важнейшая попытка княгини Софии юридически обеспечить защиту интересов Православия увенчалась полным успехом. Януш подтвердил эти права Слуцка и после того, как Софья скончалась.

20.  Благодаря деятельности княгини Софии, Слуцк еще при жизни этой великой угодницы Божией получил особенное значение в религиозном отношении для всего Северо-Западного края, сохранив в чистоте и неприкосновенности Православие. Город постепенно становился религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались патриотические силы Белой Руси. Слуцк мужественно выдержал жестокий гнет униатов, будучи твердыней веры, завещанной предками, сохранил целостность и чистоту учения, освятившего земли русские в 988 году.

21.  На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Она своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар Церквам

22.  Блаженная София скончалась от первых родов мертворожденной дочери 19 марта 1612 года, в Омелево, недалеко от местечка Игумен (Червень).

23.  Было Софии 26 лет.

24.  Её обширные владения отошли к мужу, в род Радзивиллов, включая 7 крепостей и дворцов и около 32 деревень.

25.  Её похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий Юрьевич. На внешней стороне крышки гроба надпись: «1612 год, марта 19, представилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы».

26.  И по смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние праведной княгини было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии.

27.  Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса.

28.  В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры.

29.  В начале XX века  София Слуцкая была причислена к лику местночтимых в Минской Епархии. Официально Православной Церковью святая София княгиня Слуцкая (память 19 марта — 1 апреля) канонизирована по Благословению Владыки Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 г.

30.   Рака с мощами святой праведной Софии Слуцкой находится в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске.

31.  Поначалу и дольше всего нетленные останки Праведной Софии Слуцкой почивали в Слуцком Троицком монастыре.

32.  Существовала традиция: облачением Святой во гробе занимались только лица женского пола, даже настоятель монастыря не мог присутствовать при облачении.

33.  Средства на переоблачение всегда собирались соборно благочестивыми прихожанками.

34.  Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями подвижников, вероятно, по просьбе настоятеля Свято-Духового собора в Минске Жировицкого архимандрита Серафима (Шахмутя) (и по разрешению оккупационных властей) мощи были перенесены в Свято-Духов Собор Минска, хотя почти всю оккупацию оберегались из-за угрозы вывоза в Германию в подвале одного из частных домов Минска.

35.  Только после войны они вновь вернулись в Свято-Духов Собор. Нетленные останки княгини Слуцкой Софии почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.

36.  Автор скульптуры Софии Слуцкой – выпускник скульптурного отделения художественного факультета Белорусской государственной академии искусств Михаил Иньков.

37.  Латунный памятник, высота которого вместе с постаментом составит 3 метра 40 сантиметров, открыт 31 марта.

38.  400-летие преставления святой праведной Софии, княгини Слуцкой

39.  Святая праведная София происходила из династии князей Слуцких Олельковичей.

40.  Фамильной иконой была икона Покрова Пресвятой Богородицы.

41.  Орденом святой праведной Софии, княгини Слуцкой награждаются Предстоятели, иерархи и клирики Поместных Православных Церквей, архиереи и клирики Белорусской Православной Церкви за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Белорусской Православной Церковью, также могут быть награждены церковные и общественные деятели за труды на благо Православия,  епархии, монастыри, духовные учебные заведения и иные церковные организации.

42.  Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена, лента и грамота.

43.  Орден носится на правой стороне груди и при наличии других орденов Белорусской Православной Церкви располагается вслед за орденом Креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

44.  Знак ордена представляет собой выпуклую восьмиконечную золотую звезду. В центре расположен белый эмалевый четырехконечный крест с золотой обводкой. Середина звезды представляет собой золотой круг с изображением святой праведной Софии, княгини Слуцкой, в княжеских одеждах с шестиконечным крестом в правой руке, левая рука моленная, нимб золотой, фон бежевый, эмалевый.

45.  Внешнее кольцо красное, эмалевое с надписью: «Св. Прав. Кн. София Слуцкая», окаймленное лавровым венком.

46.  Материалы: медь, гальваническое золочение, эмаль.

47.  Размер знака ордена между противолежащими вершинами 68 мм. Диаметр круга с изображением Святой 21,5 мм. Общий вес ордена 20,5 г. Толщина золотого покрытия 0,5 мкм. На оборотной стороне ордена булавка для крепления длинной 33 мм.

48.  Лента ордена муаровая, белого цвета, шириной 95 мм, обрамлена золотой каймой. Обрез ленты прямой. Концы ленты скреплены бантом белого цвета шириной 165 мм.

49.  В конце июня 1812 года, ожидая приближения к городу неприятельских войск, за Свято-Троицким монастырем развернулись готовившиеся к сражению с французами части армии Багратиона. Военные советовали монахам для безопасности уйти из монастыря. Узнав об этом, жители города стали усиленно просить, чтобы монахи не трогали при этом с места тело блаженной княгини Софии. Они говорили, что святая перед кончиной изрекла, что если тело её во время появления какого-либо бедствия обнесут возле Слуцка, то бедствие отступит и никто из жителей не погибнет. И вот едва успели горожане совершить крестный ход с мощами святой Софии, как Слуцк наводнила французская армия, но не причинила при этом ни малейшего вреда ни городу, ни горожанам.

50.  Вот ещё дошедший до нас случай помощи Божией по молитвам к святой Софии. Однажды 11-летний крестьянский мальчик деревни Михеек Самуил Шилович был поражён ударом молнии и в течение четырёх лет находился в совершенном «расслаблении». Никакая врачебная помощь не помогала. К отчаявшейся матери во сне явилась святая София и повелела привезти больного мальчика в Троицкий монастырь к её гробнице. Так родители и поступили. Когда они подошли к мощам, Самуил получил полное исцеление и, к удивлению всех, совершенно здоровый пошёл домой пешком.

51.  Слово "уния" означает "союз", "соединение", "согласие". Но история же церковной       унии    показала, что это не союз или согласие, а подчинение части православной паствы   Католической церкви с римским епископом (папой) во главе.

52. Люблинская уния 1569 г. была подготовлена  союзом двух государств, Польши и      Великого        княжества Литовского, когда два государства возглавлял один общий        правитель.    Теперь в  едином государстве Речь Посполитая господствовал          единый сейм и единый король, но еще       сохранялось религиозное различие.

53. Иезуитский орден инициировал принятие унии.

54. В 1591 г. четыре западнорусских епископа присылают королю Сигизмунду III свое согласие на унию с Римом. Владыки поставили условиями унии сохранение восточных обрядов и       своих иерархических полномочий. Король с радостью прочитал это пока еще      конфиденциальное обращение и принял епископов под свою защиту. Среди сторонников      унии особенно выделялись епископ Брестский Ипатий Потей и епископ Луцкий Кирилл      Терлецкий. Свое согласие на унию тайно дал и митрополит Киевский Михаил Рагоза.      Епископы-сторонники унии решили скрытно вести переговоры между собой и королем.      Они обсудили и составили условия заключения унии для римского папы и получили от      Сигизмунда III гарантии неприкосновенности своего церковного и имущественного      положения.        Важнейшим условием было обозначено сохранение православного вероучения, восточных традиций и обрядов. Епископы хотели просто переменить послушание греческому патриарху на подчинение римскому папе. Король отрядил двух самых деятельных сторонников унии епископов Ипатия Потея и Кирилла Терлецкого с условиями унии и челобитной посланниками в Рим.

55. Брестская церковная уния.  6 октября 1596 г. в Бресте открылся церковный собор.           Однако он сразу разделился на униатский и православный. Первый проходил во главе с митрополитом Михаилом Рагозой и согласившимися на унию епископами, с участием     представителей католического духовенства и королевских послов. Другой собор возглавил посол Константинопольского патриарха экзарх Никифор с двумя несогласными на унию западнорусскими епископами с участием большого числа духовенства и мирян. Митрополит Михаил Рагоза и единомышленные с ним епископы были лишены православным собором своего сана, а пропагандируемая ими уния была отвергнута. Униатский же собор объявил соединение с Римской церковью состоявшимся, а собор православного духовенства и мирян незаконным. Оба собора обратились за утверждением к королю. Сигизмунд III признал решения униатского собора. Теперь только Униатская церковь считалась законной. На Православных, не принявших унию, начались жестокие гонения. Первым пострадал по ложному обвинению экзарх Никифор. Он был схвачен и заточен в  Мальборкском замке, где был уморен до смерти.

56. Брестская уния расколола Православную Церковь в Речи Посполитой. Положение  оставшихся      верными Православию стало неимоверно тяжелым. Особенно это сказалось на   ителях        белорусской земли. Здесь не осталось ни одного         православного епископа. Храмы   насильно отбирались и передавались униатам,      несогласных священников мучили до     смерти или изгоняли. Насильственные      меры только усиливали вражду между   православными и униатами. Брестская   уния с тех пор стала одним из самых серьезных        препятствий на пути истинного     церковного единения Запада и Востока. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры.

52. Люблинская уния 1569 г. была подготовлена

53. Иезуитский орден инициировал принятие унии.

54. В 1591 г. четыре западнорусских епископа присылают королю Сигизмунду III свое согласие на унию с Римом. Владыки поставили условиями унии сохранение восточных обрядов и

55. Брестская церковная уния.

 

Использованы материалы с сайтов:

 http://drevo-info.ru/articles/12523.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/София_Слуцкая

http://www.church.by/resource/Dir0262/Dir0263/Page0276.html

http://sobor.by/hoteev-unia.php

http://hramlavrenty-svetoch.narod.ru/Sofia/Sofia_info.htm

 

 

 


Прикреплённые файлы
Прикреплённых файлов нет